четверг, 21 февраля 2013 г.

Львовская вешалка...

Согласно, вольно истолкованному письму Константина Станиславского гардеробщикам МХАТа - "Театр начинается с вешалки". Для большинства гостей Львова такой "вешалкой" станет железнодорожный вокзал. С полным и таким привычным набором: очереди, тетки с клетчатыми сумками, дембеля с перегаром, навязчивые таксисты, менты с профессионально глупо-подозрительными лицами, полулегальные бухие грузчики... все, без чего вокзал нам так "сложно представить, еще сложнее понять"... Но здесь, во Львове, есть повод оглядеться и включить историческое воображение...




В первой половине ХХ века львовский вокзал иначе как "дворец" не называли, даже сейчас площадь перед ним, где гости города скорее всего пересядут на маршрутку или трамвай называется Дворцовой. Когда-то вход в большую часть помещений дворца был платным, а на момент открытия в 1904-м году этот вокзал считался одним из самых больших и современных в Европе. Архитектор и дизайнер Александр Садловский считал его лучшим своим творением.

Табличка на первом перроне говорит о том, что 4 ноября 1861 года из Вены во Львов - тогда районный центр Австро-Венгерской империи, прибыл первый поезд, что ознаменовало начало истории железнодорожных сообщений на территории современной Украины. Поезд пришел конечно не на этот перрон, а скорее на теперешний базар около Пригородного вокзала (примерно в 700 метрах от таблички). В абсолютистской и педантичной Австро-Венгрии железные дороги любили, понимали их выгоду и строили в рекордные сроки. Даже первая железная дорога на территории тогдашней Российской империи, не считая 27-километровой Царскосельской, была построена от Варшавы к границе Австрии, чтобы не отставать от предприимчивых австрияков. В 1866-м году открылось движение поездов до Черновцов, а в 1869-м до Бродов - городка у границы с Россией. А например на Киевский вокзал первый поезд прибыл лишь 1870-м году, правда дорога до теперешней Дарницы на левом берегу Днепра была готова еще в 1868-м, но два года эксплуатировалась не в полную силу, так как не было завершено строительство моста.

Недалеко от первого львовского вокзала в конце XIX века на ниве частного предпринимательства вырос еще один - Черновицкий, именно его первым стали называть "дворцом" и между двумя вокзалами возникла жесткая конкуренция, однако в 1892 году железную дорогу в Австрийской империи полностью подчинило себе государство, "Черновицкий дворец" стал грузовым терминалом, а потом и совсем исчез (по традиции в память о нем идущая через это место небольшая улочка называется теперь Черновицкой). Вместо не справляющегося с транспортными потоками нового времени старого вокзала было решено возвести самый большой, современный и роскошный - всем дворцам Европы дворец. Возвели к 1904-му году. До сих пор именно сюда прибывает большая часть гостей города и спешит покинуть за долгие годы пропахший истинно вокзальными а не дворцовыми запахами вокзал ;)

А между тем над перронами здесь расположен единственный в Украине железнодорожный дебаркадер - чудо инженерной мысли начала XX века - если вы приехали не в одном из первых или из последних вагонов поезда - то выйдете сразу под огромную крышу из железа и стекла - поезда конечно сейчас гораздо длиннее чем те для которых он предназначался, но дебаркадер все равно поражает воображение. Лепнина на потолках залов ожидания напоминает о былом имперском пафосе, основной кассовый зал здесь как атриум со стеклянным верхом, а на фасаде аллегорические скульптуры Петра Войтовича, работами которого в основном принято восхищаться не здесь, а у Оперного Театра.

У вокзала есть свои функциональные фишки - может будут вам полезны: например из переполненных халявных залов ожидания вы можете пройти не особо наполненный и более чистый халявный зал на втором этаже, но для этого нужно выйти на первый перрон через подземный переход и вновь войти в здание через одну из двух дверей на этом перроне. Идти в ту, которая слева. Вход справа приведет вас в платный зал ожидания, стоит он недорого - 5 грн./час, кресла мягкие, wi-fi заявлен, но его нет. Здесь же обычные кассы без очередей и международные кассы, где можно расплатиться банковской карточкой даже за проезд по Украине.

Популярная в былые времена фотка: турист на фоне вычурных куполов дворца-вокзала с надписью "Львов" теперь невозможна ;( Железнодорожные власти готовясь к 150-летию прибытия первого поезда в 2011-м совместно с городскими властями, готовящимися к Евро-2012 наверное решили тут дать бой Капитану "Очевидность" и заменили прикольную зеленую надпись "Львов" на еще более очевидную коричневую "Вокзал". Победа "неожиданно" снова за Кэпом, а туристы фотографируются на фоне все-таки выдающегося сооружения теперь значительно реже.

Мы постарались хоть немного исправить эту некоторую фотографическую недооцененность "дворца" непрофессиональными фотографами и вот что получилось:

Вот вы дооооолго едете по унылым рельсам, доставшимся нам в наследство от трех империй... Пьете себе чай под стук колес...
Но тут понимаете, что приближаетесь к чему-то очень странному, но невозможно красивому даже в индустриальных и серых декорациях ;)
Остановились...
... и вышли под чудесный дебаркадер, в котором каждая заклёпка дышит стим-панком, а настоящая львовянка предлагает  после надоевшего вагонного чая, сияюще-пенное, ужасно вкусное пиво (кстати именно эта девушка для меня теперь образ настоящей львовянки - но это другой разговор...)
Можно пока оглядеться по сторонам, поразглядывать пассажиров...
Да! Вы во Львове!
Технический прогресс романтизировал аэропорты как места где можно красиво прощаться, но вокзалы тоже еще очень симпатичны в этом плане.
Кстати вот лирическое отступление: попробуйте представить современную Анну Каренину? Очень не просто ведь попасть под взлетающий самолет...
На Львовской железной дороге всегда праздник! (снималось в середине февраля)

Можно выйти, взглянуть на чудо-дебаркадер со стороны...
И рядом с милыми телефонными будочками все-таки войти в здание...
Колонны и люстра в одном из залов ожидания. Фотографировать то, что внизу явно не стоит ;) Вы это и так знаете...

Это платный зал о котором рассказано выше...
Из коридорчика перед платным залом чудесный вид на зал центральный ;)
На вокзале Львова все надписи и объявления по радио обязательно дублируются на английском. Это нормальная и очень удобная практика... Чего и всем остальным вокзалам страны желаем...
Великолепный потолок над центральным залом -атриумом...
Эти замечательные двери поставили в 2011 году к 150 летию Львовской железной дороги... Ничего исторического, но очень симпатично.
Рядом на стене напоминание, что перед нами все-таки дворец...
Над надписью суровая скульптура, символизирующая "Промышленность", работы  очень известного львовского скульптора Петра Войтовича.
"Голова смотрящая с осуждением"... того же Войтовича...
Голова с осуждением видимо смотрит тут на курильщиков в неположенных местах ...
А скульптура, символизирующая торговлю от них даже демонстративно отворачивается...
Крыша вокзала и та самая надпись, перед которой уже не настолько классно фотографироваться туристам...
Пока вы будете искать точку с которой в кадр поместится весь "дворец" - обязательно столкнетесь с образцом советского логотипостроения... Буква "Л" пронзает будочку трамвайных диспетчеров и таким образом приветствует вас во Львове...
Полностью  львовский вокзал сфотографировать сложно, на то он и "дворец"
Толпы, запахи, суета тут как и в любом подобном заведении на территории бывшего союза - это наверно железнодорожный стиль такой... Но не заметить того, что львовский вокзал особенный тоже не возможно. Цитируемый в самом начале Станиславский еще любил кричать "Не верю!" Но, приезжайте и проверьте сами, что от дворца здесь тоже осталось не мало!

Комментариев нет:

Отправить комментарий